Кир Булычёв: Электронная Библиотека

Произведения Кира Булычёва

Цикл "Алиса"

Навигация по страницам: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

ПОДЗЕМНАЯ ЛОДКА

рдо сказал он. - У меня в лодке жареная курица есть.
Но мясо сжевал в мгновение ока.
Подошли две дикие мохнатые женщины, они стали щупать Алисины волосы,
гладить шершавыми пальцами ее лицо. Алиса терпела, хоть и было
страшновато.
- Алиса, - тут, Алиса, - кус-кус всегда, - сообщил Рын.
- Нет, - сказала Алиса. - Спасибо за гостеприимство, но у нас здесь
дело.
Издали послышались голоса. Они приближались.
Мохнатые люди поспешили туда, где тускло светили факелы. Вскоре к
костру подошла еще одна группа подземных жителей. Они волокли за собой
большую мохнатую тушу. Морда была оскалена, острые зубы оскалены - это же
медведь! Огромный черный медведь!
- Вот это добыча! - сказал Пашка.
- А ты говорил - крысы, - сказала Алиса.
- Но крыс они тоже едят, даю слово, - сказал Пашка.
Женщины сбежались к медведю, начали каменными скребками сдирать с
него шкуру.
Главный охотник, седой, хромой, обросший шерстью так, что сам был
похож на медведя, сел к костру и, посмотрев на гостей, спросил Рына, кто
такие?
Рын начал объяснять, больше жестами, чем словами.
- Я попрошусь с ними на охоту, - сказал Пашка. - С моим ножом я для
них находка.
- Этого еще не хватало, - сказала Алиса. - Нам пора уходить.
- Нет, - сказал Рын. - Кус-кус свежий медведь.
- Он прав, - сказал Пашка. - Пещерного медведя мы еще не пробовали.
Охотники у костра принялись петь. Пели они заунывно, медленно и
однообразно, а вместо припева хором рычали.
- Алиса от-туда? - спросил Рын, показывая наверх.
- Да, - сказала Алиса.
- Я - от-туда, - сказал Рын, - но... - Он искал слова, которых у него
в языке было совсем немного.
- Давно? - спросила Алиса.
- Ой, да! - сказал дикарь.
Он стал показывать руками, как давно, и по мере того, как он
рассказывал, Алиса поняла, что язык жестов становится ей все более
доступен. А по тому, как Пашка, сидевший рядом, поддакивал Рыну, стало
ясно, что и Пашка все понимает.
Много-много лет назад, - показал Рын, никто не помнит сколько, племя
его жило на Земле, наверху, где солнце и хорошая охота. Но потом пришли
другие люди, похожие на Алису и на Пашку, совсем без волос, была война,
многих мохнатых убили, и оставшиеся спрятались в пещерах. Но безволосые
люди добрались и до пещер. Поэтому мохнатые ушли глубже под землю, пока не
забрались так глубоко, что и забыли путь обратно.
- Вы же неандертальцы! - сообразил Пашка.
- Неа - что? - спросил Рын.
- Пашка, - сказала Алиса укоризненно, - как же Рын может знать слово,
которое изобрели совсем недавно?
- А я думал, что они сами себя так называли, - сказал Пашка.
- А наверх не хочется? - спросила Алиса, она тоже помогала себе
жестами, и Рын ее сразу понял.
- Страшно, - ответил Рын. - Потому что безволосые люди нас убьют.
- Нет! - возмутился Пашка. - Безволосые никого не убивают. Они
цивилизованные, они овладели природой и летают в космос.
Рын Пашку не понял, но улыбнулся.
- Ты же видишь, - сказала Алиса. - Мы не хотим зла.
- Вы - другое дело, - ответил Рын. - Ты хорошая. Ты так похожа на
женщину, которая попала к нам давно-давно, когда Рын был маленьким. Она
пришла сверху и осталась жить у охотников. Рын ее очень любил.
- Наверное, тоже заблудилась, - сказал Пашка.
- Я покажу, - сказал Рын.
Он повел гостей внутрь низкой пещеры, где остановился перед гладкой
стенкой, на которой было много рисунков мелом.
- Смотри, - сказал Рын.
На стене был портрет женщины с длинными белыми волосами. Портрет этот
был приблизительный, как будто его рисовал пятилетний ребенок. Так что
угадать, кто нарисован, было невозможно.
- Смотри! - Пашка бегал вдоль стены и рассматривал рисунки. - Это
мамонт! А это саблезубый тигр! Они здесь водятся?
- Совсем мало осталось, - сказал Рын. - Кус-кус нет. Даль ходи.
- Наверное, когда неандертальцы скрывались здесь от древних
охотников, - сказала Алиса, - то и другие животные тех времен тоже стали
прятаться в пещерах.
- Он кус-кус что? - спросила Алиса, показывая на мамонта.
Молодая женщина, что несла факел, нагнулась и подняла с пола белесую
тряпку.
Алиса увидела, что это белый лишайник. Значит здесь есть подземные
растения, которые никогда не видели света.
- Рын - кус-кус нет, - сказал охотник, и это значило, что лишайники
не годятся людям в пищу.
- Ого! - воскликнул Пашка. - Что мы видим!
На стене был изображен настоящий дракон, вокруг которого, словно для
масштаба, были нарисованы маленькие человечки с копьями.
- Драка, - сказал Рын. - Много кус-кус, но бух!
И Алисе стало ясно, что в таком драконе много мяса и он - желанная
добыча для неандертальцев, но, к сожалению, охота на него очень опасна и
многие погибают во время нее.
И чтобы Алиса в этом не сомневалась, Рын показал на лежащего у ног
дракона человечка.
- Амба! - сказал он.
Пашка, не отрываясь, глядел на дракона, и Алиса поняла, что теперь
Пашка не поедет обратно до тех пор, пока не отыщет и не поразит в честном
бою подземное чудовище.
- Учти, - сказала Алиса. - Если драконы здесь и сохранились, то их
нужно немедленно занести в Красную книгу и охранять как зеницу ока.
- Ладно, - согласился Пашка. - Одного мы с тобой поразим, а остальных
будем охранять как зеницу ока.
- А кто рисовал все это? - спросила Алиса.
- Рын! - охотник ударил себя кулаком в грудь, и звук получился такой
гулкий, что по пещере раскатилось эхо.
Женщина подняла с пола кусок мела, Рын жестом велел Алисе встать к
стене, прижавшись спиной, и быстро обвел ее мелом, потом велел отойти и
показал на Алисин силуэт на стене, очень гордый своим мастерством.
- Так каждый может, - сказал Пашка, - тоже мне, художник!
Но этим работа Рына не кончилась. Поглядев на Алису, он вернулся к
своему рисунку и нарисовал два кружка на месте глаз, потом вертикальную
полоску - нос и горизонтальную - рот. Затем подошла очередь волос - их он
нарисовал прямыми линиями, и теперь Алиса стала точной копией той женщины,
что была нарисована раньше. Сходство поразило и самого художника.
- Ах! - воскликнул он.
А женщину, которая держала факел, больше всего потрясло мастерство
художника. Жестами и междометиями она уверяла, что сходство портрета с
Алисой - потрясающее. И она так громко восторгалась, что сбежалось все
племя. И, конечно же, все были потрясены талантом Рына.
Тут Пашка не выдержал. Он отобрал у Рына кусок мела и заявил:
- Хоть в школе по рисованию у меня всего четверка и художником я
становиться не намерен, но я обязан показать, что умеет делать
обыкновенный талантливый школьник двадцать первого века.
Он велел молодой женщине с факелом встать у стены и принялся рисовать
ее портрет. Портрет был не очень удачным, но, разумеется, куда ближе к
действительности, чем работа Рына. Алиса предпочла бы, чтобы Пашка не
демонстрировал свои таланты, но останавливать его - это значит еще более
укрепить в упрямстве. Так что терпела и ждала, чем это кончится.
Все племя глазело на Пашку. Принесли еще факелов, чтобы приезжему
художнику было сподручнее. Пашка увлекся, очень натурально изобразил
шерсть, скошенный лоб, маленькие глазки и даже шкуру, в которую женщина
была закутана.
Минут двадцать он трудился. Потом отошел на два шага, склонив голову,
обозрел свой труд и сказал:
- Готово. Принимайте работу.
Охотники вежливо смотрели на стену, потом хромой охотник сказал:
- Шкура похожа.
Охотники разошлись, а женщина поглядела на свое изображение и вдруг
заплакала.
Ее подруга обняла натурщицу и повела прочь.
Алиса и Пашка остались одни.
- Ничего не понимаю, - рассердился Пашка. - Я же старался. Неужели
моя картина хуже, чем эти детские каракули?
- Не знаю, - сказала Алиса. - Может быть, они не привыкли к таким
рисункам.
- Да, - утешил себя Пашка, - им еще расти и расти, пока они поймут
искусство.
Они вернулись к костру. Охотники подвинулись, освобождая им место.
Пока жарилась медвежатина, молодые женщины спели гостям песню, а воины
сплясали боевой танец, в котором они очень понятно изобразили, как
охотятся на мамонта.
- Рын, - спросила Алиса. - А почему Пашкина картина вам не
понравилась?
Рын ответил, что понравилась, но видно было, что говорит он это
только из вежливости.
Алиса пристала: говори правду. И Рын, вздохнув, объяснил, что Пашка,
к сожалению, не понимает искусства. Искусство должно показывать не то, что
видишь, а то, что хочешь увидеть. Если ты рисуешь картину охоты, то зверь
должен быть побежден. Если ты рисуешь человека, то человек должен быть
красивым. Вот Алису Рын нарисовал красивой, а Пашка нарисовал Кы-ну очень
некрасивой, он показал, что у нее на теле волосы, что у нее низкий лоб и
маленькие глазки. Мы и так знаем, что у нее маленькие глазки и низкий лоб,
но это же не искусство!
Может быть, Алиса не все тонкости речи Рына поняла, но главное было
ясно: не быть здесь Пашке великим художником.
Охотники спрашивали Алису, как там, наверху, как охота, есть ли
мамонты? И когда Алиса пыталась объяснить, что там уже совсем другая
жизнь, что безволосые люди на мамонтов не охотятся, ее не понимали.
- А чего бы вам не вернуться наверх? - спросила Алиса. - Вас там
никто не обидит.
- Обидят, - ответил Рын уверенно.<
Навигация по страницам: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Все представленные материалы выложены лишь для ознакомления. Для использования их в коммерческих целях свяжитесь с правообладателями.
Яндекс.Метрика