Произведения Кира Булычёва
Публикации о Кире Булычёве
Навигация по страницам: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
ГОРОД НАВЕРХУ
много ли детей в наших черных катакомбах? С каждым годом ихстановится все меньше...
В комнате было человек пятнадцать. Крони всех их знал или видел
раньше. Лампа под черным колпаком висела прямо над узкой головой Рази, и
оттого его одутловатое лицо казалось резким, рубленым, решительным.
Когда Крони в первый раз говорил с Рази, он старался не смотреть на
него. Ему страшно было подумать о том, что настоящий инженер, который
живет на верхнем ярусе и одевается так чисто, может сидеть рядом с
трубарем. Инженер был врагом Порядка, и каждый из пятнадцати, собравшихся
здесь, мог пойти в участок, сказать об этом и получить новую комнату или
даже подняться на ярус. Но этого не случалось, и Крони знал, что будет
первым, кто бросится защищать своего инженера. Потому что в городе, может,
сто, может, и больше инженеров, но Рази один.
Вообще-то лицо у Рази доброе. Только маленькое. Крони никогда еще не
видел такого маленького инженера. Инженеры хорошо едят, и у них не бывает
нарывов. Они не кашляют и не слепнут. Поэтому инженеры всегда выше ростом
и крепче, чем трубари, ткачи или рудокопы. Но инженер Рази был тщедушным,
как ткач. У него была прозрачная кожа, и под ней видны вены. Он рано
облысел, и оттого не поймешь, сколько ему лет, старый он или молодой.
Говорил он всегда тихо и медленно, будто каждое слово сначала повторял про
себя. Но иногда он заводился, и голос его становился громким и четким -
голосом другого человека, большого и сильного, руки казались длиннее, и
пальцы подчеркивали слова, ставили точки в конце фраз или взметались
восклицательными знаками.
- Детей слишком много, - сказал шахтер, похожий на кусок угля, такой
же крепкий и бесформенный, - только мрут они.
Но инженер не слышал его.
- Нам твердят, что люди созданы для жизни в темноте. Так зачем им
глаза?
- Чтобы видеть, - ответил кто-то из темноты. - Не будет глаз, как мы
вас увидим?
- А в темноте наши глаза не видят, - сказал инженер. - Крысы
обходятся без глаз. Мокрицы обходятся без глаз.
- Привидения тоже, - добавил Крони.
- Ну, привидения здесь ни при чем, Крони. Это выдумка, чтобы люди не
совали свой нос в пустые коридоры.
- Привидения есть, - сказал Крони. - Я кормил одного.
Все рассмеялись,даже инженер Рази улыбнулся. Девчонка дунула
растрепанную голову в дверь и спросила сердито:
- Хотите, чтобы на улице услыхали?
- Чем кормил? - спросил шахтер.
- Чем? Кашей, конечно, - ответил Крони.
- Кашей! - захлебывался молоденький ученик рудничной школы.
А Крони подумал, что коридоры, в которых он провел день, лежат совсем
рядом. Любой может туда попасть. Нетрудно. Правда, неизвестно, останешься
ли в живых. Но попасть можно. Просто никто не интересуется.
- Успокойтесь, - сказал Рази. - Я продолжаю. Почему у некоторых людей
кожа темнее, у других светлее, зачем у одних темные волосы, а у других
светлые? Почему у меня были светлые волосы, а у Крони волосы темные? Кому
нужны в темноте эти цвета и оттенки? Вы говорите, что бог дал глаза людям,
чтобы они видели, а они в темноте видеть не умеют. Значит, бог придумал и
электрические лампы, и масляные светильники? И сразу дал людям?
- Огонь пришел из Бездны, - произнес парикмахер Беги, который был
очень образованным, умел читать, учился в школе и должен был стать
чиновником, но почему-то не стал.
- А до этого? - спросил инженер. - До этого люди бродили по коридорам
и тыкались носами друг в друга? Нет, люди раньше жили в другом месте.
Давно, так давно, что все забыли об этом. Мы живем в домах, вырубленных в
скалах, ходим по улицам, переделанным из пещер. Но что было раньше? До
того, как появился город? Где жили люди раньше?
Крони уже слышал об этом. За годы скитаний по служебным туннелям он
сам додумался до многого из того, о чем говорил инженер. Он знал, что
город раньше был обширнее, чем сейчас. Что людей в нем было больше и
больше всяких вещей.
- Посмотрите, как плохо работают системы снабжения в нашем городе.
Трубарь скажет вам, что все время приходится заменять трубы и кабели. Что
с каждым днем все труднее находить замену, и мы все время посылаем
специальные отряды в заброшенные уровни, чтобы отыскать там оборудование и
вещи, забытые когда-то давно. А что это значит? Во-первых, город когда-то
был больше, чем сейчас. Во-вторых, вещи, которых нам не хватает и которые
мы не можем делать,например, кабели или изоляцию для них, были
изготовлены или не в городе или секрет их изготовления потерян и забыт.
- Правильно, - подтвердил шахтер. - Мы в прошлом месяце вышли в
сектор, о котором никто не знал. Сразу инженер агентов вызвал, и нас
выгнали. Мы еще удивлялись, откуда за шахтой улица.
- Я утверждаю, что люди раньше жили в другом месте. Много лет назад
они пришли сюда и построили город. Их было больше, чем сейчас, и жили они
лучше. Но человек не может всегда жить в таком месте, как наш город. Люди
постепенно вымирают. Люди обязаны вернуться к себе домой. Куда?
- В Город Наверху, - сказал Крони.
- Да. И я верю, что раньше был Город Наверху. Там, где светло, где не
узкие и темные коридоры, а обширные пространства, где от земли до потолка
тысячи локтей...
- Ой, - отозвалась в восторге девчонка, которая подслушивала.
- Я привел сегодня к нам ученого человека, уважаемого Рал-Родди,
который знает больше, чем все чистые, вместе взятые. Он вычислил время,
когда мы попали сюда, и знает, где и какой был наш город раньше.
Этого старика Крони раньше не замечал. Он сидел в темноте, за спиной
Рази, слушал, сгорбившись на стуле, и лицо его было таким серым, что
сливалось со стеной.
Рази сел, и старик вышел вперед, наклонился над столом, так, чтобы
упереть в стол широкие кисти. Глаза старика были спрятаны глубоко под
бровями и казались темными ямами.
- Я давно не говорил с людьми, - произнес старик.
Все, кто был в комнате, затаили дух. К инженеру Рази уже привыкли, он
был почти свой. С инженером можно было не соглашаться и даже спорить.
А в старике было что-то окончательное. То, что он скажет, окажется
правдой. И в нее надо будет поверить, хочешь ты или нет.
- Люди нашли меня, и я благодарен судьбе за то, что перед смертью
могу еще раз сказать правду.
Слова старика были тяжелыми, их можно было держать в руках и ощущать
вес.
- Человек был рожден там.
Старик оторвал одну руку от стола и показал ею вверх, и все глазами
проследили за движением руки.
- Вам лгут, что мир создан богом Редом и был такой всегда. Мир был
другой. Если подняться до последних уровней и пробить землю, то можно
выйти к колыбели человечества. Мы обитаем, как крысы, в подполье мира.
Настоящий мир в тысячу раз больше нашего. Чтобы добраться до его потолка,
надо подниматься целый день по лестнице. Раскаленный огонь находится на
потолке. Но это не тяжелый огонь. Он бесплотен и ярок, и оттого там всегда
потолок светится золотом.
Старик опустил руку, закашлялся. Все молчали.
- Но почему этот мир, громадный и прекрасный, был оставлен людьми?
Потому что люди оказались недостойны его. Они ссорились, воевали друг с
другом. И слабые убегали от власти сильных. И тогда сильные поняли, что им
нужно загнать людей в клетки, откуда нет выхода. И слабые будут послушны.
Сильные ушли вниз, под землю, и увели за собой всех. И живут внизу, и
забыли о том, что есть другой мир, и есть свет, и деревья, и реки, золотые
от верхнего света. Так я сказал. Я знаю.
Старик медленно опустился на стул и как будто растворился в тени.
Только его дыхание, глубокое, как дыхание машины, заполняло комнату.
- А что такое деревья? - тихо спросил юный школяр.
- Это громадные сухие лишайники, - сказал старик. - Они вырастают на
много локтей в вышину и закрывают от яркого света людей, если им пришла
пора отдохнуть.
- Это не совсем лишайники, - возразил тихо Крони, у которого в
чемодане лежала картина. - Они как столб и расширяются кверху.
- Молчи, - оборвал Крони инженер. - Ты опять фантазируешь.
Он не хотел, чтобы старик обиделся.
- Я не фантазирую. И потолок там не золотой. Он голубого цвета с
белыми пятнами.
- Крони сегодня в ударе, - сказал веселый Трукоз, писарь с ткацкой
фабрики. - Он не трубарь, а сказочник.
Старик ничего не ответил. Он привык, что ему не верят.
А Крони не спешил показывать картину. Он покажет ее только инженеру.
Только ему, а потом уже они решат, что делать. Есть дела общие, которые
касаются всех. Есть дела свои, которыми опасно делиться с другими. Люди с
трудом верят в новое. Крони верил легко, и все считали его фантазером.
Даже Рази.
Поднялся очень худой сухорукий человек с желтыми глазами, кипящий
подавляемой яростью. Он латал миски и чашки в мастерской на тринадцатом
ярусе.
- Мы тратим понапрасну время! - крикнул он. - Всегда тратим время,
болтаем, болтаем, скоро старые будем. Дайте мне бомбу, и я взорву всю эту
тюрьму.
- Подожди, - пытался остановить его Рази.
- Я уже второй год жду. И Мроки ждет. И второй бородач ждет. А чего
ждем? Новых сказок о верхнем городе? Да мне плевать на золотой потолок. Ты
мне дай оружие, и я перестреляю всех чистых.
- Тебя раньше перестреляют, - сказал писарь.
Голоса переплетались клубком. Голова Крони гудела от усталости.
- Успокойтесь,